Олег Николаев: Обновление транспортной системы Чувашии в соответствии со Стратегией – еще один шаг к лучшему будущему

В Чувашии принята Стратегия развития дорожного хозяйства и транспортного комплекса на 2025 – 2030 годы. 13 августа она была представлена Высшему экономическому совету под председательством Главы Чувашии Олега Николаева. Стратегия определяет приоритеты и цели развития дорожно-транспортной инфраструктуры региона, направленные на повышение безопасности, эффективности и доступности транспортных услуг для населения и бизнеса, и разработана с учетом положений Программы развития Чувашии до 2030 года.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Максим Петров доложил об основных результатах, достигнутых в дорожно-транспортной отрасли за прошедшие пять лет. Чувашская Республика занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием. Благодаря значительным инвестициям в транспортную инфраструктуру объем дорожных работ в Чувашии вырос в 2 раза. С 2019 по 2024 год отремонтировано порядка 2500 км дорог, построено 62 км дорог, обустроено 90 км наружного освещения, а также установлено 5 автоматизированных пунктов весогабаритного контроля.
В Чебоксарской агломерации по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» отремонтировано 204 км опорной сети, 520 из 612 км дорог агломерации. 85% из них соответствуют нормативным требованиям.
«Наша задача не только строить дороги качественно, но и бережно их потом эксплуатировать, не допускать преждевременного износа. И самое главное – обеспечить безопасность», – подчеркнул Глава Чувашской Республики Олег Николаев.
Ключевые направления стратегии включают в себя модернизацию существующей дорожной сети, строительство новых магистралей и развязок, а также развитие общественного транспорта и логистических центров. Особое внимание уделяется внедрению современных технологий и инновационных решений в дорожное строительство и управление транспортными потоками.
Финансирование проектов Стратегии будет осуществляться за счет средств федерального и регионального бюджетов. Ожидается, что реализация проектов Стратегии улучшит транспортную доступность между населенными пунктами, снизит транспортные издержки и создаст новые рабочие места, что поспособствует развитию бизнеса и туризма в регионе.
Стоит отметить, что Чувашия – первая в России по обеспеченности жителей троллейбусами. При поддержке Главы Чувашии Олега Николаева с 2020 года для республики приобретен 221 новый троллейбус, 47 автобусов и успешно организованы междугородние троллейбусные перевозки между Чебоксарами и Новочебоксарском по трём троллейбусным маршрутам №№ 60, 61, 62. За это же время на 100% обновлен парк троллейбусов в Новочебоксарске. Как результат, ежегодно растет количество пассажиров, регулярно использующих электротранспорт. В 2024 году перевезено свыше 50 млн человек – на 2,3 млн больше, чем в 2023 году.
Новый виток развития получил и международный аэропорт г. Чебоксары, где в этом году полностью завершены работы по реконструкции аэровокзального комплекса. Ведется работа по расширению географии полетов. Помимо уже имеющихся направлений, в текущем году открыты два новых авиамаршрута – в Калининград и Махачкалу. Отметим, что авиаперевозки по данным направлениям осуществляются с загрузкой свыше 95%. В целом же за последнее десятилетие пассажиропоток международного аэропорта увеличился практически в 10 раз – с 58 тыс. человек в 2013 году до 573 тыс. человек в 2024 году.
По инициативе Главы Чувашии Олега Николаева и при поддержке Минпромторга России в 2021 году в Чувашии начали возрождать межрегиональные речные перевозки. Этому способствовало приобретение для Чувашии трех судов на подводных крыльях «Валдай-45Р». Итогом стал ежегодный рост пассажиропотока на речном транспорте. По итогам 2024 года скоростными судами перевезено свыше 19 тыс. пассажиров.
Выросло и количество туристов, прибывающих в республику на речных теплоходах. В 2024 году в Чебоксары зашли 732 туристических судна со 103,5 тыс. человек на борту (почти на 14 тыс. больше, чем в 2023 году).
Одна из основных идей Стратегии – приоритет общественного транспорта: он должен стать настолько комфортным и удобным, чтобы жители для передвижения по городу предпочитали его, а не личный автомобиль.
«За последние годы сделали очень существенный шаг в обновлении троллейбусного парка. Это традиционный вид транспорта в Чебоксарах и Новочебоксарске. Его использование повышает рейтинги региона в экологической повестке. Но наша главная задача – не гнаться за рейтингами, а обеспечивать комфорт и безопасность передвижения для жителей. Чтобы общественный транспорт был в приоритете, прежде всего, в Чебоксарской агломерации. Для этого потребуются дополнительные решения, в том числе по организации дорожного движения. Мы будем к этому стремиться и обеспечивать удобство использования общественного транспорта», – подчеркнул Олег Николаев, комментируя представленную стратегию.
Стратегия развития дорожного хозяйства и транспортного комплекса определила основные цели отрасли до 2030 года. В сфере дорожного строительства это увеличение доли автомобильных дорог в нормативном состоянии до 85%. В сфере транспорта – дальнейший рост пассажиропотока через международный аэропорт г. Чебоксары, реконструкция и модернизация речной инфраструктуры, увеличение флота судов. В сфере пассажирских перевозок – обновление парка троллейбусов и автобусов, увеличение в агломерациях и городах доли общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, до 85%.
Для их достижения необходимо комплексное обновление инфраструктуры и подвижного состава. Это включает в себя ремонт и реконструкцию существующих дорог, строительство новых магистралей, способных разгрузить транспортные потоки, закупку современных, экологически чистых автобусов и троллейбусов.
В целях разгрузки транспортной сети столицы Чувашской Республики запланированы к реализации мегапроект по созданию автоматизированных постов весогабаритного контроля, а также инфраструктурные проекты по строительству дублера Марпосадского шоссе, строительству третьего транспортного полукольца в Чебоксарах и реконструкции автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга», включенные в Комплексную программу социально-экономического развития Чувашской Республики (КПСЭР).
В числе основных задач на 2025 – 2030 годы по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» – ремонт 4 мостов: Гагаринского и Калининского в Чебоксарах, а также через р. Шатьма Красноармейского муниципального округа и р. Меня Порецкого муниципального округа.
До 2030 года должно быть приведено в нормативное состояние 85% опорной сети и 937 км региональных дорог.
Планируется реконструкция участка трассы М-7 (643 – 659 км) с расширением его до 4-х полос и строительством многоуровневых транспортных развязок на участках Горьковский поворот, п. Лапсары, Восточный подъезд и п. Кугеси.
Принятие Стратегии развития дорожного хозяйства и транспортной отрасли на 2025 – 2030 годы станет важным шагом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики.
Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики