Веру и храм отстояли

К 195-ЛЕТИЮ ХРАМА
БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В СЕЛЕ КОЗЛОВКЕ
Сердце каждого, кому дорого Отечество, его судьба и будущее, всегда невидимыми, но крепкими нитями связаны с его святынями. Храмы – это живые свидетели не только духовного расцвета земли Русской, но и её бед, от которых они способны избавить. Храм - это частица неба на земле, а потому во все времена он был центром жизни села, куда можно прийти и в радости, и в скорби, где можно попросить и поблагодарить.
Удивительную историю, неразрывно связанную с жизнью села, имеет храм Богоявления Господня села Козловки.
Первые упоминания о сельце Архангельском, Козловка тож, деревень Колычевка, Устимовка, Конабеевка находятся в писцовых, межевых и отказных книгах воеводы Гаврилы Бобрищева - Пушкина 1615 года. Это означает, что Козловка существовала задолго до 1615 года.
Затем в отказных книгах «...лета 1673 года июля в 3 день, по Государеве, Цареве и Великого Князя Алексея Михайловича, всея великая и малыя и белыя России Самодержца грамоты из Приказу Казанского Дворца, ... к сим отказным книгам руку приложил села Козловки Архангельский поп Григорий Иванов». Из этой записи следует, что в селе Козловке до 1673 года уже действовал храм в честь архистратига Михаила Архангела.
4 мая 1808 года по указу Казанской Духовной Консистории была закрыта по ветхости своей деревянная церковь, построенная в 1762 году. Прихожанам приходилось ходить в церкви соседних сел Тихомирово и Мурзицы. Приход был большой - 522 души (считались только мужчины). Само село напоминало маленький город и заключало несколько помещичьих усадеб. К этому же приходу были приписаны крестьяне деревни Зубатовка, Архиповка, Устимовка, Колычевка, Мачкасы.
СТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
И ЕГО БЛАГОДЕТЕЛИ
И вот в феврале 1823 года, спустя 15 лет, дворянка Пелагея Яковлевна Агафонникова и статская советница Анна Ивановна Щерба подают прошение в Казанскую Духовную Консисторию на строительство каменного храма в селе Козловке. В мае того же года вышло разрешение архиепископа Казанского Амвросия на строительство церкви.
Существует удивительная легенда о месте строительства храма. Кирпич, предназначенный для строительства храма, привозили предположительно на место убийства деда Пелагеи Яковлевны по матери, Василия Петровича Шишкина, прапорщика флота, который погиб от рук пугачевцев в 1774 году. Но ночью странным образом строительные материалы оказывались на месте, где сейчас стоит храм Богоявления Господня.
Задумав выстроить новую каменную церковь, Пелагея Яковлевна привлекла к этому делу всех соседних помещиков, которые по её почину стали жертвовать на строительство храма. Особенно много давала статская советница Анна Ивановна Щерба.
Отличился в этом и житель д. Колычевки майор Евграф Андреевич Кикин, предводитель дворянства Курмышского уезда Симбирской губернии, участник Средиземноморского похода адмирала Ф.Ф. Ушакова в период 1798-1800, офицер линейного корабля «Святой Павел». Он приходится родным братом Петру Андреевичу Кикину, известному инициатору строительства храма Христа Спасителя в Москве. В сражении за греческий остров Корфу проявил героизм и был дважды ранен. Герой положил для почина в кассу строительства храма 500 рублей.
Но главные заботы и расходы несла на себе Пелагея Яковлевна Агафонникова. В 1825 году заключаются первые контракты с подрядчиками. Все подрядчики, взявшиеся за постройку, были большей частью крестьяне округи. Так, крепостной крестьянин с. Поповки Арзамасского уезда князя Я.Ф. Шаховского заключает условие с Пелагеей Яковлевной на покраску купола и штукатурку церкви; дворовый княгини А.С.Тенишевой - на иконостас за 2500 р.; кирпич для церкви выделывается в с. Порецком у П.И.Мятливой, урождённой Салтыковой. Четыре года спустя храм уже был готов.
В июле 1829 г Пелагея Яковлевна подаёт прошение архиепископу Казанскому и Симбирскому Филарету об освещение церкви. Освещается в тёплом пределе алтарь во имя Тихвинской иконы Божией матери. Храм трёхпрестольный: главный – в честь Богоявления Господня и два придела – правый в честь иконы Божией Матери Тихвинской и левый во имя Архистратига Михаила.
Главная часть храма - холодная, приделы - тёплые. Длина с колокольней 36 м, наибольшая ширина 12,8 м, высота до верхнего карниза 25,5м. Объёмная композиция слагается из квадратного в плане четверика, завершённого куполом на массивном круглом световом барабане, прямоугольной в плане апсиды, трапезной в ширину храма и четырёхгранной колокольни. Храм двухсветный, одноглавый. Барабан прорезан 8 арочными окнами, подчёркнутыми дугообразным сандриком с замковым камнем. Стены четверика с севера и юга декорированы портиками из дорических колонн, завершёнными фронтонами. Своеобразие церкви придаёт оригинальная в форме пологого купола с небольшой главкой крыша трапезной. На момент освещения храма церковного имущества для совершения богослужения имеется достаточно. Притча положено: священник, диакон, дьячок и пономарь. Земли при церкви около десятины, пашенной и сенокосной - тридцать три десятины. Дома у священнослужителей собственные.
В первом отчёте 21 октября 1829 года в книге прихода и расхода денежных средств стоят подписи: священник Николай Григорьев, пономарь Иван Степанов, староста церковный Павел Абрамов.
19 июля 1837 года благочестивая, хлопотливая и заботливая благодетельница Пелагея Яковлевна Агафонникова умирает. Интересный факт представляет духовное завещание, которое она оставила наследнику действительному статскому советнику Алексею Александровичу Шахматову. По этому завещанию вменялось все образа пожертвовать Козловской Богоявленской церкви. Две тысячи употребить на постройку колокольни и придела во имя Михаила Архистратига, 90 десятин земли, пожертвовать церкви с тем, чтобы 30 десятин шло на церковнослужителей, 30 десятин на поддержку строения церкви, 15 десятин на содержание богадельни и 15 десятин на улучшение пищи содержимых в тюремном замке, 300 руб. на поминовении в Алатырские монастыри, 1000 руб. духовному отцу Михаилу Карпову, всех дворовых в Зубатовке отпустить на волю, также многих крестьян в Козловке и Липягах вместе с землёй.
23 ноября 1846 года была достроена колокольня, начало строительства которой положено в 1942 году. Колокольня, примыкающая к трапезной, трёхъярусная высотой 32 метра завершается массивным четырёхгранным шпилем, увенчанным крестом. Ярус звона прорезан 4 высокими и узкими арками. В западной стене первого яруса колокольни в проёме устроен главный вход, подчёркнутый арочным проёмом и фланкированный спаренными дорическими пилястрами. Фасады декорированы элементами, характерными для сооружений периода русского классицизма.
Алтарь в теплом пределе в честь архистратига Архангела Михаила был освещён 1859 году.
ИСПОВЕДНИКИ
КОЗЛОВСКИЕ
Богоявленский храм жил своей тихой жизнью, но после октября 1917 года дом Божий постигла судьба тысячи других русских церквей.
С первых своих дней советская власть начала притеснять церковь как физически, так и духовно. Примером такого отношения к священникам может послужить заключение отца Николая Колосова. Сельский совет села Козловки наложил на священника непосильный налог, который по революционному был назван «контрибуцией». Батюшка не смог собрать требуемую большевиками сумму, а поэтому был после службы в день Ангела и праздника святителя и чудотворца Николая 6 декабря 1918 года. Постановлением сельсовета арестован и приговорён Курмышской ЧК к 1,5 г. содержания в тюрьме и 1,5 г. общественных работ. 17 октября 1929 года был вновь арестован и заключён под стражу в Алатырском исправдоме. Приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 29 января 1930 года: «Заключить в концлагерь, сроком на три года».
Также пострадали и другие священники служившие в Козловке. Михаил Скамницкий был арестован на Преображение в 1937 году. Вместе с ним и прихожане защищавшие его. В тюрьме его долго мучили, после допросов и пыток запирая в узкий каменный ящик. Здесь отец Михаил и скончался.
Борис Михайлович Вознесенский был арестован за то, что зарезал своего телёнка, и был приговорён к заключению. В 1937 году освободился. Но вскоре был вновь арестован и приговорён к пятнадцати годам заключения и скончался в лагере.
Репрессиям подвергся и староста Фрол Иванович Захаров. После допросов в г. Курмыше вернулся в болезненном состоянии и вскоре отошёл ко Господу 28 февраля 1918 года.
ХРАМ-ИСПОВЕДНИК И ЕГО ЗАЩИТНИКИ
Печальная учесть постигла и храм.
Козловская церковь несколько раз прекращала свою деятельность. По ходатайству граждан села Козловки и деревни Мачкасы она была закрыта в 1941 году решением исполкома Порецкого райсовета, и здание её было передано Козловскому сельсовету для использования под культурно-просветительные учреждения. Но богослужение в храме продолжалось с 19 августа 1941 по 15 марта 1943 года. Богослужение прекратилось в связи с переходом священника Михаила Уточкина (в миру Семен Григорьевич Уточкин) в село Выползово.
Церковь вновь была открыта в 1945 году и с этого времени почти ежегодно прекращала свою деятельность из-за отсутствия священника.
Осенью 1958 г. началось очередное, хрущевское наступление на РПЦ. В декабре 1959года исполком Порецкого района обманным путём уговаривает членов церковной двадцатки старшего возраста написать заявление о снятие своих обязанностей, обещав заменить их на более молодых. Но вместо этого Порецкий исполком обращается в Верховный Совет Чувашской АССР с просьбой дать разрешение на закрытии церкви и использование здания церкви под социально-культурные мероприятия.
Исполкома Порецкого райсовета депутатов трудящихся Чувашской АССР от 23 марта 1960 года выносит решение о переоборудовании здания церкви села Козловки Порецкого района под сельский клуб с изменением её церковного вида. Все формальности были улажены, и 14 апреля 1960 года председатель исполкома райсовета товарищ Бабакин Георгий Осипович за три дня до Пасхи выехал в село Козловку для реализации имущества церкви. В правлении колхоза, им был созван актив села, где и было объявлено постановление Совмина ЧАССР о закрытии церкви и снятия с регистрации общины, а затем совместно с руководителями местных органов власти и колхоза, пошёл знакомиться с состоянием дел в колхозе. После окончания осмотра колхозного хозяйства, вместе с председателем исполкома сельского совета товарищем Кошельковым Павлом Павловичем, председателем колхоза товарищем Зенкиным Андреем Кузьмичом и оперуполномоченным милиции товарищем Ивановым, оказавшемся при этом в колхозе по какому- то делу, направились в церковную сторожку за получением ключей от церкви, куда к моменту прибытия товарища Бабакина Г.О. должны были прибыть оставшиеся члены двадцатки, у которых находились ключи от церкви. Но к моменту прихода их к церкви внутри ограды оказалось более 30-40 человек народу, которые заявили, что они ключи от церкви не отдадут и будут добиваться открытия её вновь. Обстановка была накалённая и начальнику милиции пришлось применять табельное оружие, так как народ все прибывал. Товарищу Бабакину Г.О. вместе с сопровождавшими его ничего не оставалось, как быстро покинуть территорию церкви и снова вернуться в сельский Совет. Члены двадцатки Зенкин Василий Александрович, Сорокина Прасковья Тимофеевна, Радушина Александра Петровна и другие в церковной сторожке организовали дежурство людей для охраны здания церкви. По данному происшествию, уполномоченному Совета по Чувашской АССР товарищу Маклашкину Л.Г. пришлось выезжать в село Козловку и давать письменный ответ председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР товарищу Куроедову В.А., секретарю Чувашского обкома КПСС товарищу Иванову А.И.,в котором пишет: «По вопросам реализации церковного имущества закрытой церкви в с. Козловка Порецкого района считаю, что в реализации церковного имущества нет особой необходимости проявлять какую- либо поспешность.
Верующие узнали, что закрытие церкви произведено по решению правительства и с ведома Совета и в данное время к возобновлению деятельности её особой активности не проявляют, за исключением отдельных корыстно заинтересованных лиц, жалобы которых действительного интереса верующих не представляют. Со стороны общественных организаций следует продолжить вести работу по научно-атеистическому воспитанию населения и отрыву верующих от церкви».
Таких «корыстных лиц» оказалось не только более 200, а практически всё население. И не смотря на все решения исполнительных властей, храм был сохранён. Божественной волею, молитвами своих создателей и благоукрасителей стоит и в настоящее время и радует своих прихожан.
Но на этом испытания не закончились. 12 января 1966 года исполком Порецкого райсовета депутатов трудящихся Чувашской АССР поддерживает ходатайство правления колхоза «Восход» о передачи Козловской церкви под производственные мастерские и просит Совет Министров Чувашской АССР утвердить данное решение. И снова безрезрезультатно.
В августе 1973 года во время уборочных работ срезаются замки с дверей храма и загружают мешки с зерном. Это тоже была спланированная компания переоборудовать здание храма в зерносклад, как и многие храмы в районе. Колхозников отправили в дальние поля на уборочные работы, в лес на сенокосные работы. Но несмотря на удалённость, около храма собрался весь народ, кто приехал на машинах, на подводах, пешком с граблями, вилами на защиту нашей святыни. К этому времени успели срезать замки с входной двери и разгрузить мешки с зерном под колокольню. Но козловский народ не побоялся вооружённой милиции, представителей власти: вынесли все мешки назад, принесли свои замки и заперли двери. И только всеобщая народная воля, решимость и вера, всего Козловского населения божественным промыслом спасает храм от посрамления, от кощунского разорения, от надругательств православных святынь.
Совет Министров РСФСР Постановлением от 4 декабря 1974 года №624 включает храм Богоявления Господня села Козловка Порецкого района Чувашской Республики в перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятник государственного значения как памятник архитектуры. В 2024 году исполнилось ровно 50 лет и 195 лет с даты постройки.
Много истоптано, изъезжено дорог, много исписано было бумаг в те годы, когда храм был закрыт. Писались письма и в самые высокие инстанции: Председателю Совету по делам религий при Совете Министров СССР товарищу Владимиру Алексеевичу Куроедову, Председателю Президиума Верховного Совета РСФСР товарищу Михаилу Алексеевичу Яснову, в Президиум Верховного Совета СССР Председателю товарищу Брежневу Л.И. Были и личные встречи.
В последние годы храм заметно преобразился: отремонтирована кровля, оштукатурены и покрашены стены снаружи и внутри, выкрашены алтари, приобретены иконы. С мая 1997 назначен настоятелем храма служит протоиерей Георгий Шамрицкий, где и служит до настоящего времени.
Пророк Давид называл храм Домом Божиим. Отрадно осознавать, что этот дом окружен заботой.
Николай Киреев,
краевед.