Письма с фронта – безмолвные свидетели войны
Ураков Владимир Васильевич родился в 1915 году в деревне Шадриха. Призван в Красную Армию Порецким РВК. В Красной Армии с мая 1936 года. Кадровый военный. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года: на Юго-Западном фронте - с июня 1941 года по 1 сентября 1942 года; на Закавказском фронте - с 1 сентября 1942 года по 7 января 1943 года; на Северо-Кавказском фронте - с 7 января 1943 года по 1 декабря 1943 года; в Отдельной Приморской Армии - с 1 декабря 1943 года по 25 августа 1944 года; на 4-м Украинском фронте - с 25 августа 1944 года по 20 декабря 1944 года.
Награды: орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа».Вначале войны - старший сержант, затем лейтенант, командир взвода управления 6-й батареи (затем взвода разведки) 769-го горно-артиллерийского полка 242-й горно-стрелковой дивизии 56-й армии.
19 декабря 1944 года в 17 часов офицер-разведчик Ураков Владимир Васильевич поступил в отдельный медико-санитарный батальон № 279 с тяжёлым ранением в голову. Документов при себе не имел. Умер от раны 20 декабря 1944 года в 13 часов. Погребён в братском захоронении поселения Кахановце (Чехословакия) - могила № 8, первый ряд.
О его довоенной жизни рассказала моя мама по воспоминаниям своего отца Николая Степановича о старшем брате. Отец Владимира Васильевича, Артамонов Василий Степанович, 1895 года рождения, погиб в первую мировую войну. Его мать, Аграфена Семёновна, осталась вдовой. Через четыре года после гибели мужа она вышла замуж за Уракова Степана Ивановича, который вернулся в родную деревню после окончания Первой мировой и Гражданской войн. Степан Иванович усыновил 5-летнего Володю, дав ему свою фамилию. Позже в семье появились ещё дети: Евдокия, Александр, Любовь и Николай. Сёстры и братья любили и уважали старшего брата. В Шадрихе Владимир окончил начальную школу, помогал по хозяйству, работал в колхозе «Победа». В 1936 году Владимира призвали на службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В ноябре 1939 года его направили на ускоренные шестимесячные курсы младших лейтенантов. После окончания курсов он приехал на родину, в деревню Шадриху, повидаться с родными и близкими. Встреча была радостной, родные гордились молодым, красивым, статным офицером. Довоенная фотография Владимира в офицерской форме бережно хранится в нашей семье.
Передо мной пожелтевшие письма с фронта Уракова Владимира и его фронтового друга Николая Прибыткина.
Расшифровку писем Уракова Владимира Васильевича и Николая Прибыткина с сохранением орфографии и пунктуации привожу ниже.
Письмо Уракову Степану Ивановичу от 10.12.1944 г.:
«Здравствуй дорогой отец – Степан Иванович шлю тебе привет и наилучшие пожелания в армейской жизни!
Я нахожусь в настоящее время на территории союзного нам государства - Чехословакии, выполняю интернациональную миссию – освобождения чехов и прочих из немецкой неволи. Жизнь проходит, я бы сказал, ничего, но погода стоит отвратительная: ветра, дожди и грязи просто по уши, морозов нет. Население нас встречает хорошо и с особой любовью, как освободителей.
Я думаю будет не лишним описать о жизни «культурных» европейцев. В бытности моего проживания дома, у нас говорили о какой либо вещи «как заграничная». А теперь когда мы за границей, а нас много, то мы тоже отличаем все заграничное и отечественное. И когда нам дают что либо заграничное то мы сожалеем о нашем отечественном и никогда не скучаем о заграничном. Также мы и разочарованы и в жизни капиталистической европы.
Население здесь живёт так: Всё что есть частное, крестьянство живёт единолично, среднее хозяйство имеет примерно 2 лошади, 2 коровы ну и прочее хозяйство. Живут точно как жили раньше чуваши. Ходят во всем самотканном – холст во всем, даже портки. Характерно, что у местного населения обуви почти нет ни какой. И мы видим, когда у нас в сапогах ноги мерзнут а они по колено в грязи тут босиками. Строения у них хорошие. Вера у местного населения христианская - и народ особо религиозный. Характерно – народ настоящей войны не видел и не почувствовал. Вот примерно и все, что будет непонятно отвечу потом.
О себе могу написать только коротенько. Прошел я очень много. С Карпатских гор до Кавказа от Кавказа до Карпат. К тому же с Кавказа шел через весь Крым. А эти расстояния примерно подходящие. О моем служебном положении не пишу.
Отец, прошу написать в какой ты армии или роде войск опиши. Опиши обо всем что есть нового и интересного.
Вот у меня и все. Владимир.
До свидания.
Адрес Полевая почта 17210».
В этом письме он описывает жизнь простых людей в Чехословакии, особо подчеркнул, что настоящей войны в этих краях народ не видел и не почувствовал.
Подробно о начале службы он пишет в неоконченном письме к сестре Евдокии Ураковой:
«Здравствуй многоуважаемая, любимая сестра Евдокия, шлю привет и наилучшие пожелания в твоей жизни успехов в учительской работе.
Евдокия, прости мне за столь долгое молчание, за мой такой недопустимый поступок, поступок не как брата, не как родного. Но ведь я иначе и не мог поступить. Так вот я решил написать почему же я не писал.
Война меня застала в Карпатах. С началом войны я не мог писать т. к никакая почта не могла доставить Вам мои письма. Потом мучительное блуждание по тылу бродягой. Но когда и пришел к своим, то я пока не устроил свое положение я так же не писал. А мое положение сложилось так. Выйдя из окружения я не мог вынести с собой никаких документов. И все дела подверглись пересмотру. Затем я получил 2 удара – по партийной и военной и пошел воевать, но только без звания. Имея такое мое положение я решил лучше не писать и молчать.
А это я делал для того чтобы Вас не»
Сохранилась и записка, написанная карандашом к брату Александру. Вероятно, она была вложена в письмо к сестре Евдокии:
«Александр! Передай привет маме, Любе, Дусе, Коле и все родным
Вот и все. С приветом Владимир.
Я Вам послал денег 1000 рублей. Как получите сообщите.
Дальше сообщи как к Вам относятся Власти».
Владимир Ураков был восстановлен в звании сначала сержанта, позже – лейтенанта в должности командира взвода управления 6-й батареи (затем взвода разведки) 769-го горно-артиллерийского полка 242-й горно-стрелковой дивизии 56-й Армии. Он имел легкое ранение 4 июля 1943 года на Северокавказском фронте, но поле боя не покинул. В его наградном листе отмечено, что в бою за высоту 114,1 в районе станицы Молдованская Краснодарского края, благодаря умелой работе, четкости, аккуратности, батарея Уракова подавила два пулемётных гнезда, крупнокалиберный пулемёт противника. Это дало возможность пехоте продвигаться вперед. За проявленное мужество, отвагу и личный пример он был удостоен правительственной награды - медали «За отвагу».
19 декабря 1944 года во время боя осколком вражеского снаряда лейтенант Ураков был тяжело ранен. Его личный подвиг в этом бою описан в наградном листе от 11 января 1945 года. Читая текст наградного материала, я представил себе последние минуты жизни Владимира Уракова. Бои шли в Словакии, восточнее города Кошица. Взвод разведки штабной батареи находился на высоте 863. Немцы яростно атаковали высоту, пытаясь лишить взвод выгодного наблюдательного пункта. Командование штаба фронта поставило задачу удержать высоту любой ценой. Лейтенант Ураков первым бросился с автоматом в руках на врага, чтобы поднять боевой дух солдат. Взвод героически отражал атаки превосходящего по силам противника. Рубеж был удержан. Враг нёс потери и отступил. Лейтенант Ураков Владимир Васильевич, командир взвода разведки 769-го горно-артиллерийского Карпатского Краснознамённого полка, за проявленные мужество и отвагу по отражению контратаки врага был награждён орденом Отечественной войны II-й степени (посмертно).
В семье хранятся 2 письма фронтового товарища Владимира Уракова, его друга Н. Прибыткина, к сёстрам. Одно из которых является продолжением письма Владимира Уракова.
Из письма Прибыткина к Евдокии Ураковой от 1-го января 1945 года:
«Здравствуй незнакомая подруга Евдокия. Шлю я Вам свой боевой красноармейский привет и массу наилучших пожеланий в вашей молодой жизни и одновременно поздравляю вас с Новым 1945 годом. Евдокия для вас моё письмо будет неожиданным по ряду обстоятельств. Я решил написать, об том вы узнаете в дальнейшем. Я друг Володи Прибыткин Николай».
Далее он сообщает, что служил с Володей с 1942 года. Когда Владимир был ранен в голову, то Прибыткин был рядом и отвёз его с поля боя в госпиталь, но не довёз. Это было 19 декабря 1944 года. Пишет о том, что отправляет фотографию брата Александра и письмо, которое начал писать Владимир 17 декабря, но не дописал. Ещё он высылает обмундирование Владимира суконное и летнее, 2 пары белья. В конце письма сообщает, что пишет письмо от всего взвода, которым командовал Владимир Ураков, перечисляет некоторые фамилии.
Из письма Николая Прибыткина от 27.2.1945 г. к Любови Ураковой я узнал, что Владимир Васильевич был награждён медалью «За оборону Кавказа» за смелость, решительность и стойкость в бою. Прибыткин пишет о последних минутах жизни Владимира Васильевича Уракова: «Когда я к нему подошел он уже не разговаривал. Я его перевязал и доставил в медсанбат. Он был бессознания. Ему дали укол в руку. Он пришел в сознание открыл глаза последний раз посмотрел на своего товарища мотнул головой и обратно потерял сознание и его отправили в госпиталь Но не довезли его до госпиталя он простился со своей жизнью на всегда Мы его прах здали похоронной команде и там его похоронили. Это было в Чехословакии г. Михайновце».
2 письма лейтенанта Уракова (одно из которых неоконченное) и записка, 2 письма его фронтового друга Николая Прибыткина, написанных карандашом. Несколько пожелтевших листочков. За ними встает человек смелый, обаятельный, добрый, внимательный к своим близким людям. Владимир очень любил свою семью. Своё первое письмо он пишет неродному отцу, что говорит об уважении к нему. Заботился обо всех. Находясь на передовой, он высылает семье деньги. Письма с фронта подтверждают это.
В память о погибшем брате сохранил Николай Степанович Ураков, мой дед, назвав старшего сына Владимиром. Для меня лейтенант Владимир Васильевич Ураков - это пример чести и долга настоящего воина, защитника Отечества. Его не сломили трудности несения военной службы. Меня восхищает его личный героизм, бесстрашие и мужество.
Письма с фронта – сплав радости и горя, жизни и смерти, ниточка, связывающая воина с родными. Ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты. Пожелтевшие от времени листки, заполненные карандашом, загнутые уголки. Письма фронтовые – навсегда живые, потому что хранят память о войне. Пусть память о лейтенанте Уракове, отдавшем жизнь за наше светлое будущее, живёт в памяти людей.
Алексей Кирилин, МБОУ «Кудеихинская СОШ»,
9 класс.