Говорят дети войны

Говорят дети войны

Николаева Надежда Иннокентьевна, 1935 г.р., с. Семёновское:

- Когда началась война, мне исполнилось шесть лет. Помню, как провожали папу на войну, он уходил бодрым, мужественным. Мама осталась одна с нами, ей было тридцать. Всего семья состояла из семи человек. Прадед, прабабушка, бабушка, мама, брат, я и в апреле 1942-го родилась сестра Тамара. Старики уже были в годах. Им было где-то к 80-ти. Только мама и бабушка заботились, чтобы накормить столько человек. Слава Богу, держали корову, кур. Правда, с кормом для скотины было туго - только солома. За ней ходили в поле и несли на себе. С семи лет я начала работать на колхозном поле с мамой. Пололи, сорняки на тачке везли домой - скоту. Или мама снопы делает, а я колоски подбираю. Снопы переносили с братом на двух палках. Работали и на погрузке зерна в ночную смену. Всю ночь грузили вёдрами на машину зерно.

Учиться пошла я с 8 лет. Все каникулы в поле работали. Спать было некогда. Дома тоже был огород. Сажали картофель, сеяли просо, пшеницу, без этого было не прожить. Получали зерно, потом его перемалывали на ручной мельнице-дробилке. Варили завариху, пекли лепёшки с картошкой. С продуктами было плохо. Ели «колобу», пресные лепёшки из отрубей, часто с лебедой. Сахара не было, чай пили с сушёной свёклой.

В 1944 году умер прадед Семён. Хата была у нас небольшая, однокомнатная. Располагались, кто где мог. Были полати, где мы, дети, спали. Кто-то - у бабушки на печке. Тогда не было простыней, пододеяльников, как теперь, а только дерюги, самотканые ватолы. В доме стоял станок, на котором и ткали ватолы, половички. На фронт посылали посылки: махорку, носки, варежки - это готовили женщины.

Так ждали этого дня - Дня Победы! Наконец-то, этот день наступил! Тогда радио не было. Объявил об окончании войны «глашатай». Все собрались на митинг около сельсовета. Была такая радость! Люди плакали и смеялись. Ведь наши деды, папы, мамы - победители! Победу ковали не только папы, деды, но и мы - их дети, внуки - в тылу. Если бы не было поддержки тыла, то и победы бы не было.

Наш папа, Недвигин Иннокентий Андреевич, вернулся осенью 1945 года. Он был дважды ранен и контужен. Но всё же устроился мельником на мельницу - ту самую, которую у нас отобрали во времена коллективизации. Дома появилось немного муки. Мама успевала на трёх работах: в колхозе, в ночные смены - на маслозаводе и истопником в школе.

Папа имел много наград, в т.ч. орден Отечественной войны 1 степени за мужество и героизм, проявленные в боях за город-крепость Кенигсберг в апреле-мае 1945 г.

После войны стали выдавать хлеб - пайку на человека. Мы с братом ходили получать хлеб на семью, но домой приносили лишь половину - остальное жадно съедали по дороге. Уж очень вкусен был этот послевоенный хлеб.



31 января 2025
12:27
Поделиться