Они строили БАМ

50 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Туда несмотря на суровые условия, ехали тысячи специалистов со всего Светского Союза. 8 июля 1974 года было объявлено о начале всесоюзной комсомольской ударной стройки. Много советской молодежи отправилось возводить мосты, укладывать рельсы, строить новые поселки и города.
Результатом строительства БАМа стала не только сама железная дорога протяженностью более 4 тысяч километров, но и новая уникальная группа населения – бамовцы. Сегодня мы побеседовали с некоторыми бамовцами Порецкого, сегодняшними ветеранами той великой стройки.
Раиса Васильевна Смирнова
Раиса Васильевна – ветеран труда России, ей присужден статус «Дети войны», награждена медалью за строительство БАМа, ветеран строительства БАМа, ударник коммунистического труда и нескольких пятилеток, награждена медалью за трудовое отличие, победитель соц. соревнований в течение нескольких лет.
Родом Раиса Васильевна из Нижегородской области, родилась в 1942 году. Трудовую деятельность начала в 1960 году. После школы совсем молодой девчонкой поехала работать в Горький. Работала в автохозяйстве кладовщицей. Вскоре вышла замуж, родились дети. Спустя 10 лет стала работать на Горьковской железной дороге. Уже тогда она имела представление о поездах и рельсах не понаслышке. К сожалению, брак распался. Но после развода судьба послала Раисе Васильевне хорошего человека, с которым они счастливо прожили более сорока лет. Именно благодаря супругу, Валерию Федоровичу Смирнову, Раиса Васильевна попала на самую ударную стройку 20 века.
С 1978 года по 1994 годы посвятили супруги Смирновы этому грандиозному строительству.
- Раиса Васильевна, расскажите, как вы попали на БАМ, как там жили и работали?
- Муж, Валерий Федорович Смирнов, уехал в 1977 году «на разведку», устроился на работу в СМП-596 мастером. Укладывал рельсы, засыпал щебнем. Там ему дали квартиру. Я дождалась, чтобы дети окончили учебный год и летом 1978 года поехала вместе с детьми к мужу. Приехали в поселок Беркакит. Там я стала работать монтером путей - зашивали шпалы. Шли от станции Золотинка до Чары. У нас была бригада Варшавского, они укладывали пути. Шли от Комсомольска-на-Амуре и до Куанды. В 1989 году состоялась стыковка. Сначала сдали вчерновую и потом стали готовить путь к постоянной эксплуатации.
В Беркакит приехали родственники мужа. Друг за другом, семья за семьей перебирались на БАМ. Все перезнакомились, подружились.
На БАМ съехались люди всех наций со всего Союза: дагестанцы, грузины, армяне, белорусы, литовцы, латыши, многие-многие другие. Все дружили. Каждая нация строила свой поселок. Например, станция Икабья построена грузинами. Это было самое веселое, дружное время. Мы иногда даже не закрывали на ключ свои дома, уходя на работу – настолько все доверяли друг другу. Снабжение было отменное – не знали ни в чем нужды. Любые продукты были доступны. Фрукты круглый год.
Женщины в основном работали монтерами путей или на просеке. Я сама полгода работала лесорубом. Столько леса порубили (жалко лес). Но, а как же строить?
Дети окончили среднюю школу на БАМе. Дочка в Беркаките. А сын – уже в поселке Хани, там мы жили последние годы перед отъездом. Уехали в 1994 году в Белоруссию, в город Могилев, там нам дали квартиру в «БАМовском» доме, который был построен специально для строителей. Прожили в Могилеве 5 лет, а потом, в 1999 году, приехали в Порецкое на родину мужа.
Раиса Васильевна 21 год проработала на железнодорожных путях, из них 13 лет на БАМе. Будучи уже на пенсии, 3 года работала кассиром в бухгалтерии там же на БАМе.
Владимир Петрович и Наталья Васильевна
Ермолаевы
Мы попросили рассказать, как получилось, что они решили поехать на всесоюзную большую стройку, за которую Владимир Петрович имеет медаль «За трудовую доблесть», а Наталья Васильевна медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
«Уехали мы феврале 1982 года. Оттуда, с БАМа, до этого шли письма за письмами. Писали наши родственники, которые жили и работали там уже несколько лет. Двоюродный брат с начала строительства БАМа, с 74 года. Он там в армии служил и остался. Как раз началась всесоюзная стройка. Уехать из Порецкого оказалось непросто. Я работал главным инженером на стройке в районе. Руководство долго не отпускало меня, молодого специалиста. Но вскоре все-таки нам удалось договориться. И мы с супругой Натальей и маленькой дочкой Оксаной, которой не было еще и трех, отправились на БАМ. Прилетели в Тынду на самолете. Там мороз за сорок! А из Тынды до поселка Хани 400 километров. Как добираться? Сильный мороз, с нами маленький ребенок… Но с первых минут и все годы, что мы там прожили и проработали, нас окружали только хорошие люди. Вот и тогда добрый человек помог нам. Он возвращался из Тынды домой в Хани и предложил подвезти. И мы поехали на его грузовом «Магирусе». Загрузились всей семьей в кабину. Проехали около десяти часов, прибыли в Хани к вечеру. Родственники встретили нас, помогли обустроиться. Жили сначала с ними вместе в двухкомнатной квартире в бараке. Дочку устроили в детский сад. Я стал работать сварщиком, потом бригадиром комплексной бригады численностью 42 человека – укладывали балластный щебень под рельсы. В состав комплексной бригады входили сварщики, бульдозеристы, скреперщики. Взрывали сопки, дробили, вывозили щебень. Потом перешел на другое место, там был уже строителем по своей специальности. Мы возводили инфраструктуру – пятиэтажные дома. Вот тогда нам дали просторную квартиру, куда мы с радостью переехали всей семьей».
Наталья Васильевна устроилась на заправку, где проработала 2 года. А потом работала в детском саду: сначала - няней, затем - воспитателем. В 1986 году родилась дочка Люда.
«В двухкомнатной квартире мы прожили несколько месяцев. Нас было три семьи с детьми, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Дочка Люда родилась в 1986 году. Потом жили в вагончике, - вспоминают супруги, - «В то время много народу работало монтерами путей или лесорубами. Рубили тайгу. Для того, чтобы сделать дорогу, расчищали место от деревьев, укладывали щебень, а затем рельсы.
Надо сказать, что технику строителям для работы предоставляли самую лучшую, как и снабжение продуктами и вещами – там мы не знали слово «дефицит».
Мы поинтересовались, чем отличается климат и природа той местности.
«Климат там совершенно другой, по сравнению с нашим. Резко континентальный. Зимой морозы до 50 градусов. Кстати, мы работали до минус 50. Ниже – уже не выдерживала техника. Лето теплое, даже жаркое, тайга очень часто горела. Мы видели несколько раз землетрясение! – вспоминают Владимир Петрович и Наталья Васильевна. – Один раз трясло довольно сильно – 6 баллов. Сперва думали ведутся взрывные работы для добычи щебня. Но стало ясно, что это именно землетрясение. Эпицентр был километров за 30 до Хани, где мы жили. Благо дома там строили так, чтобы выдерживали землетрясение до 9 баллов. Поэтому убытки после стихии были незначительные – все отремонтировали сразу же.
Природа до сих пор стоит перед глазами – там очень красиво! Жили мы у подножья горы Сопка. В середине поселка – озеро с прозрачной чистейшей голубой водой. Праздники мы все праздновали вокруг этого озера. Столько природных богатств давала нам та земля. Ягоды: брусника, голубика, малина, морошка. Собирали ягоды, делали натуральный морс. Грибы собирали самые разные. Богатства неисчерпаемые. Для себя обустраивали теплицу, там сажали понемногу огурчиков и помидор. Даже картошку выращивали».
Работа работой, а как же отдых, выходные, праздники?
«Несмотря на то, что работа всегда кипела и работали в три смены, мы не забывали и отдыхать. И делали это очень дружно и весело! Отмечали все праздники без исключения! Мы были молодые, энергичные, все горело в руках. Рядом родственники и друзья. Мы успевали все делать сообща: работать вместе, праздники отмечать – вместе. Одна большая семья! Любили петь песни, увлекались фотографией, запечатлевали множество моментов. Зато сейчас, пересматривая старые фото, возвращаемся в свою молодость, вспоминаем работу на БАМе, жизнь в Хани.
В наше время множество возможностей, и мы до сих пор общаемся по интернету с друзьями, с которыми познакомились и провели часть своей молодости».
Воспоминания о той жизни возвращают их в то счастливое время, окрашенное эмоциями радости, энтузиазма и гордости, за то, что стали причастны к великому событию истории нашей страны. Они все, без исключения, говорят об этом, как о самом счастливом времени жизни.
Лариса ШУМИЛОВА.