На Курской дуге

На Курской дуге

(День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943),

установлен Федеральным законом №32-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России»)

События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сохранены в документах, письмах, газетах. Что-то из них хранится в семьях ветеранов войны, что-то находится в архивах. Среди документов госархива хранятся воспоминания о войне, сражениях и подвигах уроженцев и жителей Чувашии. 1943 г. был богат на победоносные сражения, которые изменили ход войны. Одним из событий, произошедшим тогда, был разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. 23 августа 1943 г. силы Красной армии освободили Харьков, что сделало невозможными дальнейшие наступательные действия сил противника.

 

Информация об освобождении Харькова была упомянута в военных сводках газет. Например, в газете «Красная Чувашия» под № 169 (6977) от 24 августа 1943 г. об этом событии написано следующее: «Сегодня, 23 августа, войска Степного фронта при активном содействии с флангов войск Воронежского и Юго-Западного фронтов, в результате ожесточенных боев сломили сопротивление противника и взяли штурмом город Харьков.

В знак торжества по случаю победы под Харьковом сегодня, 23 августа, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным войскам, освободившим Харьков, – двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий…».

Как было упомянуто ранее, некоторые воспоминания участников боевых действий на Курской дуге хранятся в фондах госархива.

Василий Ефимович Сорокин – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., журналист, уроженец д. Мемеши Чебоксарского уезда, вспоминая, писал: «Битва на Курской дуге явилась одним из важнейших и решающих событий Великой Отечественной войны… Бои на огненной дуге были ожесточенными и жаркими. Рубеж нашей 140-ой Сибирской, впоследствии Новгород-Северской и пятиорденоносной дивизии, проходил по населенным пунктам Молотычи и Теплое. Случилось это на третий день наступления фашистских полчищ.

Светопреставление началось с восходом солнца. Немецкие стервятники группами по 25-30 самолетов прилетали через каждые полчаса, бомбили наши рубежи, тщательно обрабатывали Тепловские высоты, где расположились десятки наблюдательных пунктов, методично продолжали артналет и бомбежку позиций пехоты.

Осколки сыпались как свинцовый дождь. От пыли и гари кругом ничего не видно. Трудно дышать. Тошнит. У некоторых течет кровь из ушей, открываем рты, чтобы не лопнули ушные перепонки. Настоящий кромешный ад. Вдруг все заглушил душераздирающий звук летящих вниз авиабомб. Откуда и почему такой страшный свист? Стало ясно: фашисты предприняли хитрую уловку – вместе с бомбами начали сбрасывать с самолетов куски рельсов и пустые железные бочки. Рассекая воздух, они издавали свист почище соловья-разбойника.

Разрывы снарядов, мин и бомб, лязг танковых гусениц, пулеметно-автоматная стрельба, стоны раненых. Находящийся со мной рядом земляк, парень из Хорамакасов Чебоксарского района, автоматчик Гриша Иванов не прочь даже пошутить…

Грандиозная, страшной силы битва продолжалась несколько дней. Воины дивизии за неделю отразили более 90 атак, подбили около 270 танков, сбили восемь самолетов, уничтожили свыше 15 тысяч немецких солдат и офицеров.

15 июля наши войска перешли в наступление. Предприняв массированное наступление, советские войска 5 августа 1943 г.  освободили город Орел и Белгород».

Марийский журналист Михаил Петрович Иванов в одной из статей писал об уроженце с. Алтышево Якове Сульдине, с которым служил в одном полку: «Шла легендарная битва на Курской дуге. Четверо суток мы не выходили из кровопролитных сражений. Стояли насмерть. Отражали одну атаку за другой, контратаковали. Казалось, больше нет сил сдерживать натиск противника. Уже который раз шли на нас «тигры» в сопровождении вражеской пехоты.

Но силы таяли на глазах. Несколько танков сгорело. Загорелся еще один танк. Но он не вышел из боя. Экипаж горящей недвижимой машины беспощадно уничтожал фашистов из пушки и пулемета. Все это происходило на глазах Якова Сульдина. Он пришел на помощь смелому экипажу. Его танк преградил дорогу наступающим гитлеровцам.

На нашем участке враг терпел большие потери. И у нас они были велики. К исходу четвертых суток полк был снят с передовых позиций. Мы, танкисты, многие уже без боевых машин, с болью в душе вспоминали погибших друзей. Пришел приказ сдать оставшиеся танки в распоряжение другой части и перебазироваться на новое место для пополнения живой силой и техникой…».

В фонде Петра Пантелеймоновича Таллерова, хранящемся в госархиве, есть заметка о Семене Евлампиевиче Евлампиеве, уроженце д. Еметкино Козловского района Чувашской АССР (ныне – Козловского муниципального округа Чувашской Республики): «Полк в обороне. Разведка сообщает о концентрации войск и техники противника. Все знают, что предстоит контрнаступление врага, но никто не знает, что предстоит Курская битва. В батальон пришло пополнение. Много молодых бойцов, которые о танках знают лишь понаслышке. Необходимо ликвидировать «танкобоязнь». Парторг Евлампиев мобилизует на это дело всех коммунистов, подбирая солдат, уже проявивших себя в боях с танками. Обстоятельно обговорив с ними тему беседы, дав каждому конкретное задание, сам направляется в четвертую роту, где больше всего необстрелянных солдат. Парторг прошел по позиции роты, затем в одном из окопов опускается на колени, поднимает голову и смотрит в небо. Солдаты подходят ближе. Один из новеньких, рывший этот окоп, выжидающе смотрит на парторга. Поднявшись и стряхивая с колен землю, он говорит, обращаясь к подошедшим:

– Не завидую я хозяину этого окопа. – И после некоторой паузы спрашивает у новенького: – Не боишься, если танки подойдут?

Солдат, оказавшись в центре внимания, смутился, но отвечает быстро:

– Танкобоязнь, товарищ лейтенант, – это пережиток прошлого, первых месяцев войны.

Все смеются, ответ пришелся по душе.

– Молодец, ловок на слово, – улыбается парторг. – Только с одной смелостью против танков не устроишь. Спроси у бывалых бойцов, как они сожгли эти железки под Воронежем. Что еще нужно? Нужен хороший окоп. Узкий и глубокий окоп – это крепость, в нем никакой танк не страшен. В мелком и широком окопе не укроешься. Посмотри на свой окоп – что это? Лунки для картошки?

Солдат не находит что сказать, розовеет с досады: срезался. Урок окончен.

Евлампиев идет в соседнюю роту, и через некоторое время солдаты и там принимаются за переделку окопов. Позже, когда начнется сражение, настоящие окопы помогут бойцам выдерживать танковый удар врага».

Также имеется запись о Терентии Гавриловиче Гаврилове, уроженце д. Твеняшево Новошимкусской волости Тетюшевского уезда Казанской губернии (ныне – Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики): «…7 августа перешли в наступление войска Западного, а 13 августа Калининского фронтов. В этом крупном сражении в составе 31-го гвардейского стрелкового полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии участвовал наш земляк Гаврилов. Его полк наступал на Духовщину – последний барьер гитлеровцев на пути к Смоленску. Тяжелые, кровопролитные бои велись за каждый населенный пункт, каждую высоту, выгодную позицию. На отдельных участках фронта часто завязывались рукопашные схватки.

Командир взвода младший лейтенант Чегаркин пришел из штаба. Он сказал, что предстоит выполнить важную боевую задачу: выбить фашистов с занимаемых позиций, расположенных на высоте, уничтожить их огневые точки и расчистить путь для наступления второго батальона.

Перед рассветом автоматчики сосредоточились на исходном рубеже. Гаврилов был на левом фланге подразделения. В установленное время по сигналу младшего лейтенанта Чегаркина автоматчики ползком двинулись к позициям врага. В эти напряженные минуты боя гвардии рядовой Терентий Гаврилов, не ожидая приказа командира, по своей инициативе, по зову сердца решил расчистить путь наступавшему подразделению, обеспечить выполнение боевого приказа. Несмотря на ураганный огонь противника, он быстро пополз вперед. Автоматчики открыли сильный огонь, прикрывая боевого друга. Он гранатами уничтожил пулеметы противника с их расчетами. Этим минутным замешательством воспользовались гвардейцы. Боевой поединок с гитлеровцами был коротким. Внезапность, смелость и быстрота действий принесли победу бесстрашным гвардейцам. Хотя силы и были неравными».

В воспоминаниях о фронтовой жизни и Курской дуге Корнил Иванович Иванов, уроженец д. Картлуево Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне – Козловского муниципального округа Чувашской Республики), писал: «В начале июля 1943 г. наша 95-я танковая бригада заняла второй эшелон обороны на Орловско-Курской дуге в районе ст. Поныри-Березовец. Танки закопаны, использовались как артиллерийские орудия, этим мы измотали немецких «тигров» и «пантер». Потом наши танки пошли в стремительное наступление на Мало-Архангельск – Глазуновка, Червонное, Клухо-Кролевец, Конотоп, Бахмач, Нежин, Чернигов – Репки. Немецко-фашистские войска в сражениях на Курской дуге потерпели позорный крах и непоправимый разгром».

Подвиги героев войны не забыты, память о них хранится на страницах истории и оберегается усилиями людей. Каждый год в нашей стране отмечается День Победы и другие праздники, связанные с военной службой. Все они направлены на то, чтобы сохранить события прошлого, отдать дань уважения защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Анастасия Ушенина,

ведущий архивист отдела использования документов и публикации БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии.



18 августа 2023
11:48
Поделиться