Слово о любимом учителе
_dohrxoz2.jpg)
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский.
Когда я слышу выражение «я не любил в школе математику или физику, или ещё что-то подобное», я сразу задаю встречный вопрос: «Может, вам не нравился учитель?» и в большинстве случаев получала положительный ответ.
Что же входит понятие «Любимый учитель»? Это не просто человек, объясняющий все тонкости своего предмета (хотя и это тоже), это человек, который смог увлечь учеников своим предметом, будь то физика, химия или литература.
Любимый учитель – это образец для подражания во всём: в поведении, в одежде и даже в образе мыслей. Для ученика он становится эталоном. Он много знает, его интересно слушать, к нему хочется прийти поделиться тем, что только узнал, обсудить спорный вопрос, не боясь жёсткой критики или порицания.
Это наставник, с которым ученик идёт рука об руку, усваивая данные ему знания и продолжая их изучение. Как сказал Ричард Олдингтон, «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу».
У всех без исключений в детстве был «любимый учитель». Я тоже не останусь в стороне и расскажу о своём любимом учителе.
Завоёвывая сердце ребёнка, учитель там остаётся навсегда. С течением времени остаётся в памяти мелодичный голос, блеск глаз, с которым он объяснял тему, негласно вовлекая учеников в неизведанные дали. «Любимым» становится не только учитель, но и его предмет.
Для меня любимым учителем навсегда останется Малофеева Галина Александровна, которая преподавала нам русский язык и литературу. То, с какой лёгкостью она объясняла сложности русского языка, с каким благоговением говорила о Пушкине, Лермонтове, не оставляло равнодушным никого. Хотелось читать, впитывать всё, о чём говорилось на уроке. И мы читали, мы тянулись к этому идеалу, который стоял перед нами у доски.
Галина Александровна открывала нам мир писателей, имена которых мы до этого не слышали: Е. Замятин, А. Платонов, М. Булгаков. Мы проживали на уроках судьбы героев этих произведений, споря о правильности выбранного ими пути, доказывая свою точку зрения, тогда ещё основанную только на эмоциях от прочитанного.
Она настолько смогла привить любовь к чтению, что все без исключения боролись за звание «Лучший читатель» и старались завоевать его. Участвуя в викторинах, отвечая на уроке, все старались показать свои знания, отличиться. И как же было приятно мне, тогда ещё совсем юной пятиклашке, входить в число «Лучших читателей» класса.
Совместно с ней мы ставили спектакли по произведениям Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», «Сорочинская ярмарка». В этих постановках раскрывались наши актёрские способности, сначала робко, несмело, но со временем мы настолько привыкали к сцене, что чувствовали себя с каждым разом всё увереннее. В этом особую роль сыграла способность Галины Александровны подобрать каждому роль по темпераменту: кому-то задорного чёрта, а кому-то и высокомерную Оксану.
С прошествием времени мы вспоминаем теплоту, которой были наполнены её уроки, как она проникновенно декламировала нам стихи, и мы старались повторить за ней все интонации, все паузы, передать настроение – прожить, прочувствовать. По примеру Галины Александровны, у которой с лёгкостью получалось сочинять стихи, пытались и сами складывать рифмы, неуверенно, тяжело, поначалу коряво. Но какая же была радость, когда получалось небольшое ровное четверостишие. И как она была растрогана, когда на выпускном вечере со сцены мы прочитали ей строки собственного сочинения, конечно, не совсем идеальные, но искренние, с частичкой своей юной души.
Знания, которые она так легко и так прочно смогла в нас вложить, идут рука об руку с нами по жизни: грамотно писать, излагать свои мысли стало для нас нормой, само собой разумеющимся.
В своей судьбе я выбрала профессию «учитель». Глядя на своего наставника, я с детства ни минуты не сомневалась, кем я стану и с чем свяжу свою судьбу. Поначалу, даже не замечая этого, копировала её жесты, стремилась быть похожей.
Много времени прошло с тех пор, как я в первый раз переступила порог школы в качестве учителя, провела свой первый урок, но до сих пор образ моего любимого учителя стоит передо мной.
Мы до сих пор поддерживаем связь, мне всегда лестно получить похвалу от профессионала с большой буквы, каким является Галина Александровна. Я обращаюсь к ней за советом, с нетерпением, а иногда и с опаской, как некогда будучи ученицей, жду её оценки: справедливой критики или одобрения. Ну, и конечно, ровняясь на своего наставника, всегда стремлюсь идти вперёд, открывать новое и никогда не останавливаться на достигнутом.
Мария ШВАРАКОВА.