Подводники не умирают, они уходят в море и не возвращаются…

Памяти «Курска» и мичмана Баланова Алексея

Двадцать пять лет назад, 12 августа 2000 года, затонул атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск» Северного флота во время военно-морских учений в Баренцевом море. На борту находилось 118 человек.

 

Около 11:00 в районе маневров были зафиксированы два подводных взрыва. После того, как лодка несколько часов не выходила на связь, начались поиски. 13 августа аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила на дне К-141, лежащую на глубине 108 м. Началась спасательная операция, однако подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к затонувшей АПЛ. 19 августа операция стала международной. К ней присоединились норвежские суда с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки люди погибли. 26 августа командиру «Курска» Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя России, 117 членов экипажа и находившиеся на субмарине специалисты посмертно награждены орденами Мужества.

Только осенью были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа «Курска». В дальнейшем из лодки были извлечены тела еще 103 моряков, останки трех человек обнаружить не удалось. Через год подлодка была поднята на поверхность, в апреле 2002 года ее отправили на судоремонтный завод «Нерпа» для утилизации.

Как установило следствие, взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды; позднее взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где скончались спустя сутки. На борту той подлодки находился и наш земляк из Анастасова, мичман.

Алексей Геннадьевич Баланов - мичман, старшина трюмной команды дивизиона движения электромеханической боевой части 5 отсека. Служил на подводной лодке «Курск».

Алексей Геннадьевич родился в городе Чебоксары 28 января 1978 г., но вся жизнь его прошла в селе Анастасове на берегу реки Мени. Был чемпионом Чувашии по гиревому спорту среди юниоров в весовой категории до 60 кг и получил первый разряд. Кроме своего увлечения спортом любил рыбалку. Хорошо учился, много читал, любимыми его предметами были: литература, алгебра, геометрия. Из воспоминаний классного руководителя Васяниной А.И.: «В школе Алёшу ребята уважали. А ведь и было за что. Первый в учёбе, первый в спорте, играет, поёт, трудолюбив. Никогда учителя не жаловались на него. Таких парней очень не хватает сейчас. Легко мне было с ним…». По завершении учебы в школе подал документы в Чувашский пединститут на факультет физвоспитания, но его постигла неудача – не прошел по конкурсу. Окончил Порецкое ПТУ №13.

Закончив учёбу, Алексей 26 мая 1996 года был призван в ряды Вооруженных сил России. Его служба началась на Северном флоте в городе Северодвинске - 10 в/ч 59075 «А». За время прохождения срочной службы Алексей твердо решил связать свою дальнейшую жизнь с флотом и подписал контракт. 

На службе спорт не бросил, был активным участником всех соревнований. «Сегодня в седьмой раз в этом месяце заступил в наряд. Между нарядами успеваем съездить на разгрузочные работы и сходить на чистку картофеля. Житуха у меня по старому руслу: подъём, служба, учеба, служба и отбой. Так и пролетают дни и недели. Когда есть свободное время, играем в футбол и часто занимаем первое место», - писал в своём письме Алексей. Учиться в школе мичманов ему нравилось. Из его писем узнаешь, что особенно увлечённо Баланов изучал механику, ему нравилось собирать и копаться в различных деталях. Трудновато было с философией, а остальные дисциплины давались легко: «С учебой особых проблем нет. Вот только с философией беда творится. Я тройку получаю по ней, а остальные дисциплины - четыре, а то и пять», - делился Алексей в письме. После окончания школы мичманов был направлен на АПРК «Курск». Из письма Баланова: «Следующая хорошая новость: до июля месяца я буду находиться в Северодвинске. Так получается потому, что я все же иду служить на «Курск», а этот подводный ракетный крейсер будут ремонтировать. Что я попадаю на «Курск», мне стало известно только сегодня. Мы ходили к начальнику канцелярии, который сказал нам, что из отдела кадров пришла телеграмма с просьбой направить 5 молодых мичманов. Их имена: Шаблатов Владимир, Вьюхин Леха, Грязных Сергей, Самоваров Яков и я, Баланов Алексей».

О службе на «Курске» Алексей писал домой: «Написал письмо и завалился в кровать читать русский бестселлер «Бык в законе». Интересная книга о ворах и законе в авторитетах преступного мира бывшего СССР. После ужина я до 21 часа «съел» те 320 страниц. А тут и отбой близко. Служба идет у меня своим чередом. С утра просыпаемся в 6.45 и к 7.00 идем на завтрак. Затем — построение экипажа в казарме, построение на подъем флага и до 12.30 мы тусуемся на пароходе. Проводим разные противоаварийные осмотры, проверки. Я как старшина команды провожу со своими подчиненными занятия и тренировки по специальности. В общем-то, в меру сил и возможностей повышая боеготовность флота, вношу посильный вклад в общее дело. С 5 октября у нас будет проводиться приём-передача корабля. Нужно будет проверить, пересчитать кучу всякого добра, что хранится у меня в отсеке, опломбировать ящики с запасными частями. В общем, работы хватит. Жизнь мичмана мне больше нравится, чем жизнь курсанта. Глядишь, уже два года прошло, и пора бы домой собираться. Но не тут - то было, надо служить, защищать Родину, охранять ваш спокойный сон и сон остальных россиян. Теперь у нас осталось в журнале по списку народу 17 человек. И это с двух групп. А было время, когда в 13 роте было 24, а в 14 роте —22 человека. Наши ряды редеют, но в строю остаются лучшие. Так говорил бывший наш командир 14 взвода. Да, теперь 14 взвода нет, нет и командира. Номер личный у меня Т-13-01 да Бог с ним, с номером...», «… Экзотика. Морская болезнь сразила многих, но нашей группы (группы спецтрюмных) это не коснулось. 7 часов болтались в надводном положении при шторме 5-6 баллов. Для старых, закаленных моряков-подводников это не показатель, а мне было сложновато. Но я с честью выдержал испытание…».

И вот последнее письмо. Оно датировано 22 июля 2000 годом, адресовано друзьям. «...Пока мы на своем крейсере бороздили просторы северных морей, на берегу, пригретом заполярным солнцем, вся растительность начала буйно развиваться. К нашему приходу за какие-то 5 суток в ложбинах трава вытянулась до пояса, тут и там видны кучки цветов Иван-да-Марья, цветет полевая гвоздика (только откуда она здесь?) ромашки расцвели цветками размером с девичью ладонь. Еще цветут всякие разноцветные цветы и цветочки. Красотища!!! Вот только одно «Но». В средней полосе России лето 3-4 месяца, а у нас здесь 1-1,5. Вот все живое и старается побыстрее вырасти, расцвести, осемениться, чтобы на следующее заполярное лето порадовать нас колоритностью и буйством красок хоть пару недель. Скоро начнут поспевать ягоды: черника, голубика, морошка. Если первые две собирать долго и нудно, то морошку - одно удовольствие. Правда, она растёт на болоте, зато огромными кучами, и ягоды крупные. А если ещё год будет удачен для грибов, то их тут немеряно. А если вдруг захочется искупаться, то здесь полным-полно озер, речек, речушек и ручейков. Если взять географическую карту Кольского полуострова, то будет сплошное голубое пятно. Вот только пляжи у нас здесь не песочные, как на Лазурном берегу Средиземного моря, а каменистые. Зато их столько, что ни в сказке сказать, ни пером описать», - рассказывал Алексей в своём письме. Через 21 день он погиб.

Мичман Алексей Баланов за два года службы дважды ходил в автономное плавание. В октябре 2000 года предстояла третья боевая служба, к ней усиленно готовились. 30 июля в главной базе Северного флота Североморске экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню ВМФ, а 10 августа вышли в Баренцево море на учения. К тому времени Алексей Геннадьевич - старшина трюмной команды дивизиона движения БЧ-5. Последнее письмо от сына родители получили за три дня до случившейся трагедии. В нем он сообщал о том, что сначала отправляется на учения, а затем уходит в «автономку», и просил не беспокоиться о нем. Кажется, совсем недавно Алексей приходил в школу, встречался с учащимися. Ребята с нетерпением ждали этих встреч и слушали рассказы Алёши. Он очень интересно рассказывал о своей службе на АПРК «Курск», о том, как он скучал по своей малой родине, ждал с нетерпением отпуска, чтобы приехать домой, обнять родных, увидеться с друзьями. Но ужасная трагедия перечеркнула все планы Алексея, отняв у него самое дорогое – жизнь.

28 января, в день рождения Алексея Геннадьевича, в его родной школе среди учащихся округа ежегодно разыгрывается учрежденный кубок его имени по баскетболу, проходят уроки Мужества. 21 октября 2008 года в деревне Бахмутове завершилось строительство часовни. Она воздвигнута в честь Николая Чудотворца и в память о 118 моряках-подводниках, погибших на атомной подводной лодке «Курск», в том числе и нашем земляке Алексее Геннадьевиче Баланове. Каждый год на родине мичмана в день празднования ВМФ моряки Поречья возлагают к обелиску, открытому в октябре 2022 года, венки и вспоминают минутой молчания нашего земляка и погибших моряков-подводников.

12 августа 2000 г. погиб при исполнении воинского долга. Награжден орденом Мужества посмертно.

Ксения ЩЕРБИНА.