В труде как в бою

Из сочинения Чекалиной Елизаветы, МБОУ «Кудеихинская СОШ»

Маршал Георгий Жуков, оценивая работу тружеников тыла, говорил, что «тыл - это половина Победы, даже больше». И с его словами нельзя не согласиться, ведь на женщинах, подростках, стариках, оставшихся во время Великой Отечественной войны в тылу, лежала большая ответственность. Именно они  стояли у станков на заводах, делая двойную норму по выпуску орудий, гранат, бомб, находясь на ногах по 10-12 часов в день. Именно женщины, дети работали на фермах, полях, выращивая урожай для фронта, вязали  тёплые варежки, носки, шили кисеты и отправляли их в посылках на передовую. Среди них была и моя родственница, родная сестра моей бабушки, Анастасия Петровна Батыжина (по-девичьи - Сорокина).

 

Анастасия Петровна Батыжина родилась в с. Кудеихе 20 сентября 1926 года в семье крестьян. Перед войной закончила семилетнюю Кудеихинскую школу и отнесла документы в соседнюю, Сиявскую среднюю школу. Только вот учиться 15-летней девочке так и не пришлось.  Её отца Петра Андреевича в 1941 году забрали на фронт. На войну ушёл и  старший брат Александр. Старшую сестру Анну назначили опекуном над сестрой Настей, 12-летней Ольгой, 10-летним Николаем, Симочкой, Васяткой, Толечкой и младшим Серёжей, родившиея в 1941 году. Анна ещё работала в колхозе, поэтому заботы по дому легли на  плечи  Насти и брата Николая, который остался в доме за мужчину. Запрягали они  с Николаем лошадь – и в лес за дровами. Сестра всё любовалась на братца: настоящий мужчина. Ловко у него получалось и лошадь запрячь, и дрова закрепить (хоть и годков немного было, и росточком ещё мал).

В сентябре 1941 года председатель сельского совета принёс Насте Сорокиной повестку для отправки в Свердловск на работу на военном заводе. Он даже не спросил, сколько девочке лет. Такие же повестки принесли и её односельчанкам: Марусе Белянчиковой и Катюше Коротковой. Оставаться в Кудеихе им не разрешили, велели тут же собираться в дорогу. И они  отправились вместе с родителями в путь. Сначала заночевали в соседнем селе Шадрихе, а утром – опять в дорогу. К вечеру добрались до г. Шумерля и остановились ночевать у родственницы, которая стала уговаривать сопровождающих родителей не отправлять девочек в Свердловск, где они могли бы погибнуть голодной смертью. Она посоветовала устроить их на Шумерлинские торфоразработки.

Директор этого предприятия Ефим Маркович пожалел девчат и принял на работу. Их бригада работала на болоте: валила огромные сосны, корчевала пни, освобождая территорию для добычи торфа.  Рядом работали мужчины, для которых девчонки точили пилы и правили их. Свалили они в первый день 9 огромнейших сосен, которые стояли шалашом и упирались прямо в небо. Девчата сидели, слезами обливались, потому что не знали, что с соснами дальше делать. Пожалел их один старичок, подошел и стал подсказывать, как им лучше управиться. Проработали девчата месяц и в осеннюю непролазную грязь пошли из г. Шумерля домой пешком.

Мать уговорила заведующего фермой Ивана Ивановича Фомина взять её дочку на свиноферму. На ферме свиньям варили они картошку и сами её чистили и ели, чтобы  дома родным побольше еды доставалось.

А в ноябре 1941 года Настю, как и многих других девчонок и женщин села, направили на оборону - строительство Сурского рубежа. Строительство Сурского оборонительного рубежа началось в конце октября 1941 года, когда немецкие войска уже стояли под Москвой. Мобилизации подлежало население республики не моложе 17 лет, физически здоровое. Трудоспособных  со всех районов Чувашии свозили на рытьё окопов и противотанковых рвов. По свидетельствам тех событий, на строительстве работали и 15-летние подростки. Анастасия Петровна  была среди них. Она с другими жителями с. Кудеихи ходила на строительство Сурского рубежа. «Уходили из дома затемно, - рассказывала Анастасия Петровна, -  чтобы к 8 часам быть на месте. Мороз той зимой был лютый: 30-40 градусов, не меньше. Только быстрой ходьбой и разогревались. Одевались плохо: в старую дырявую фуфайку да в лапти. Работали по 10 часов. Где работать, определяли старшие, не наши – из стройбата. Большей частью мы работали на рытье окопов, внизу, киркой да ломом. Бросали комья на 1-ый ярус, а потом «вторые» бросали землю наверх, делали бруствер. Снимешь варежки пот вытереть, а потом забудешься, за лом без рукавицы потной рукой схватишь - рука-то сразу примерзает. С кожей руку отдирали.

 Рыли мы также глубокие траншеи, клали на них жерди и хворост, а затем прикрывали землей: если танк провалится - не выберется. Было очень холодно. Огонь разводили, чтобы погреться во время отдыха. А когда работали, пот лил в три ручья. От лопаты и лома горели руки. Мужчины больше работали по «деревянной» части: рубили лес, делали срубы, накаты, а девчата засыпали землёй».

Ежедневно на строительстве трудились в среднем 85 тысяч человек, а в отдельные периоды эта цифра доходила до 110 тысяч. Лопатами и кирками они подняли около 5 млн. кубометров грунта. За 45 дней было сделано невозможное: построено 380 км оборонительных сооружений. Объём вынутой земли – 3 млн. кубических метров, отстроено 16000 огневых точек (дзотов и площадок).

Во время войны Анастасия Петровна работала также на лесоразработках в Атрати (Мордовия), где на эту же станцию они на быках возили поставки. Старшим у них был Степан Рындин, а грузчиками - девчата да женщины. Мешки нужно было нагрузить, а потом сгрузить. А в них по 70 килограммов! Ног под собой они не чуяли, как уставали.

Потом на ферме закрепили за Настей 12 коров, которых она доила вручную. В 4 утра девушки приходили  на утреннюю дойку. А после дойки брали косы и шли косить зелёную массу на силос. После обеденной дойки – на закладку силоса, и только после вечерней дойки – домой. А время уже близилось к ночи. Вот так, в работе и в заботах прошла юность Анастасии.

После войны вернулись отец и старший брат Насти. В 1946 году пришёл с фронта на родину и Николай Батыжин, отвоевав и отслужив срочную службу. 6 лет он не был в родном селе. Приглянулась ему ладная, стройная, работящая Настя Сорокина. Они поженились.

Муж устроился на работу водителем в совхоз. Родились дети: сын Александр и дочь Валентина. Настя работала в совхозе на ферме, на пасеке. Потом нянечкой в детском саду. За работу была награждена Благодарственными письмами и Почётными грамотами. Они с мужем Николаем воспитали 4 внука и 6 правнуков.

В 2015 году Указом Президента Российской Федерации  Анастасия Петровна Батыжина была награждена юбилейной медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Умерла Анастасия Петровна 12 июля 2016 года. 

На фото Анастасия Петровна Батыжина с главой Порецкого округа Евгением Лебедевым на вручении юбилейной медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 2015 год.

Все дальше и дальше уходят в историю эти дни, всё меньше остаётся живых свидетелей тех событий, но всё ценнее и дороже для нас становятся сохранившиеся сведения того времени. Глава Чувашии Олег Николаев заметил: «Наш долг - восстановить память, потому что память - это сила. Наша задача - сделать так, чтобы эта память обрела реальные очертания». Анастасия Петровна Батыжина, моя родственница, всегда будет для меня и моего поколения образцом мужества, силы, терпения, ответственности, стойкости, выносливости и преданности своей Родине.