Труженик тыла
Это мой прадедушка, Арлашкин Федор Андреевич (1911 - 1999), он родился в селе Напольное, Порецкого района седьмым ребёнком у своей мамы Татьяны. Несколько детей, родившихся до него, умирали от разных болезней. Но, когда в рождественскую ночь родился Федор, то деревенские бабки сразу сказали: «Этот будет жить!»
И правда, рядом с моим дедушкой всю жизнь был ангел, который его хранил.
Он рос без отца, так как тот пропал без вести в Первую мировую войну (погиб, как я узнала из архивных источников в интернете). Отучился всего три класса и был вынужден пойти работать, чтобы помогать маме кормить семью. Устроился помощником бондаря, но старый мастер не делился секретами с мальчиком. Тогда мой дед поглядел, как тот делает из заготовок готовые изделия. Подсмотрел и ушел от мастера, начал работать на себя. Дедушка делал бочки для вина, солений, делал посуду из дерева и продавал ее. На это жил.
Отслужил в Советской армии в городе Чите. Когда ему было 24, он женился на моей прабабушке, которой было 17. Позже у них родились две дочки.
А потом началась Великая Отечественная война. Дедушка поехал на фронт, но в Канаше его сняли с поезда и демобилизовали, отправили на канашский ВРЗ ремонтировать военную технику. Работали сутками, от усталости засыпали под техникой, кормили очень плохо. Дедушка всегда плакал, когда об этом рассказывал. Ещё он рассказывал, что его подкармливала подруга бабушки, которая жила в Канаше.
В 1943 году на завод приехал какой-то большой начальник и попросил выделить ему одного мастера, который бы поехал на селекционную опытную станцию и отремонтировал комбайны для уборки элитных семян разных культур. Мой прадедушка был отправлен на это важное задание. Он привел в исправность комбайны, собрал сельских женщин, посадил их за руль тракторов и прицепов и убрал урожай до прихода зимы. Так и остался жить в деревне Мамино, Цивильского района до 1946 года. Жил в одной комнате дома купца Арцыбышева. Комната была метров 9 площадью и жили там 5 человек: мой прадедушка Фёдор, моя прабабушка Таня, моя бабушка Маша, Вася Климочкин (беженец из Украины) и его сестрёнка Лида. В комнате было две кровати. Больше ничего.
В 1946 году дедушка с семьей переехал в посёлок Опытный (хотя тогда ещё у посёлка не было никакого названия) в барак, перевёз из Напольного мать (мою прапрабабушку Таню) и старшую дочь (сестру моей бабушки) Олю.
Так он работал, не покладая рук, всю жизнь. Хорошо зарабатывал. Самым первым в посёлке купил цветной телевизор и все дети бегали к нему смотреть передачи.
Мальчишек дед учил разным ремёслам: делать удочки для рыбалки, разводить кроликов, прививать деревья… Ведь мужчина должен уметь все.
Я очень хорошо помню своего прадедушку, которого сильно любила. Я ни разу не слышала, что он ругается матом. Хотя было одно ругательство, одно-единственное. Он, когда что-то не получалось, говорил: «Ох… японский бог». Я ни разу не видела, чтобы он обидел свою жену Татьяну или кого-то ещё. Его уважали в посёлке.
Помню, дед любил баню, и мы каждую неделю ее топили. Ещё дед учил: «Увидел красивую вещь, сто раз подумай, нужна ли она тебе. Увидел вкусную еду, не жалей денег, покупай и ешь».
Помню огромные дедушкины руки. Я ни у кого таких больших ладоней не видела. Сильные, большие мужские руки, и длинные пальцы.
Дед с детства приучал меня к труду. Мы вместе с ним вязали веники, работали на сенокосе, сажали и выкапывали бескрайние поля картошки. На сенокосе дед показывал, как важен вклад каждого в общее дело. Я чувствовала, что от меня, шести-восьмилетней девочки, много пользы.
Дедушка приучил меня смотреть вместе с ним в «Последние известия» и читать газеты. У него были подшивки разных газет и журналов: «Романгазета», «За рулём» и ещё какие-то (я помню, в каждом номере журнала «За рулём» был вопрос-комикс по правилам дорожного движения, как сейчас в билетах по ПДД. Тогда я по этим заданиям изучала правила дорожного движения).
Дедушка ушёл в 87 лет. Долго ещё мне не хватало его мудрых советов …
Татьяна Моисеева.