Письма, как летопись боя, как хроника чувств

Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной, написанные родным и близким наспех в полевых условиях, в землянках, блиндажах, порой перед последним боем на передовой прямо в окопе. Сколько таких треугольников развезла полевая почта по всем уголкам страны, воюющей с ненавистным врагом. К сожалению, до настоящего времени их сохранилось очень мало. А те, которые еще хранятся в семьях фронтовиков, особенно тех, кто погиб, защищая Родину, стали историческими реликвиями.

 

ЛУНЬКОВ Степан Ильич родился в с. Никулино в 1916 г. До войны работал шофером. И по этой причине он уже на второй день войны был призван на фронт. Степану было всего 26 лет. У него осталась молодая жена. Ждали первенца, но не суждено ему было увидеть своего ребенка. Погиб на фронте, точнее, пропал без вести 15 декабря 1942 г.

Молодая солдатка одна воспитала сына, так и не выйдя замуж. Долгие годы работала она в колхозе «Красный пахарь», затем в колхозе «Знамя коммунизма». Сохранилось одно из первых фронтовых писем от Степана Ильича, которое так бережно хранила солдатская вдова и успела передать в местный музей. Полуграмотные строчки письма выходили из-под заскорузлой солдатской руки.

«Добрый день! Здравствуйте, многоуважаемые Катя, Лиза, тетя. Посылаю я вам свой пламенный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Во-первых, я вам сообщаю про свою жизнь. Живу, в общем, хорошо, находимся от фронта далеко, так примерно километров на 100. Живем в деревне. Ну, мы, все шофера, ночуем в лесу со своими машинами. В деревне нам ночевать нельзя, потому что летают германские самолеты, а если они заметят, то начнут бомбить, тут, пожалуй, места не найдешь, а мы нарочно уехали в лес. Так что обо мне больно не тужите. Покамест живу я хорошо. Если бы всю войну эдак прожить. Я вам посылаю уже несколько писем, а от вас не получаю ни одного. Не знаю, вы получаете их или нет. Я об вас очень сумлеваюсь, как вы живете и какое ваше здоровье. Теперь я вам на днях послал посылку - свое барахло. Ну, на этом кончаю, передавайте всем от меня по привету.

Вот мой адрес: действующая армия ППС 33, артдивизион 152, Лунькову С.

Пишите ответ побыстрее и прописывайте про все. И пишите больше».       

 

Сорокин Михаил Павлович из с. Ряпино, уходя на фронт, обещал матери отомстить за отца, который попал на фронт с первых дней войны, а 21 января 1942 года красноармеец Сорокин Павел Иванович погиб.

8 сентября 1943 года оборвалась жизнь и Михаила Сорокина. Он похоронен в д. Коляникова Харьковской области, а его отец - в д. Борки Старорусского района Ленинградской области.

«Мама!  Вы пишите, что Гришу, моего родного брата, убили на фронте. Большое горе выпало на нашу голову.

...На днях  или даже сегодня поеду на фронт, вот тогда я отомщу этим фашистским извергам человечества, за все буду мстить беспощадно!.. Я вернусь домой с победой. Ваш  сын  Миша».

30 августа 1942  г.

***

«Мама, Я ранен. Но это  все пустяки. Осколок попал в указательный палец правой руки. Миша».

18 декабря 1942 г.

***

«Мама!  Я  пока жив и  здоров. Не знаю, как будет дальше. Ранен в локоть правой руки с повреждением кости».

«...Мама! Пишите все. Как идет уборка урожая? Жив буду, вернусь и обо всем поговорим. Миша». 

27 марта 1943 г.

***

«Здравствуй, дорогая мамаша! Я  верю, кончится война, я приду домой и мы с тобой заживем. Целую тебя, твой любимый сын Миша».

 

Из письма поречанина Ватрацкова Григория Федоровича от 10 июля 1945 года:

«…Здравствуйте, милые мои, родные, Шура и любимые детки Юрочка и Риммочка. Шлю я вам свой горячий привет и крепко жму и целую, Шура, вас и деток любимых. Шура, в первых строках моего письма я хочу написать о своей жизни. Моя жизнь проходит пока ничего, но не знаю, что будет дальше, пока меня оставили до особого распоряжения, но домой ехать не придется до конца своей жизни. Домой приедем, когда разобьем Гитлера, тогда вернемся…

Шура, пропиши все, что делается в селе и у тебя дома. Как дела насчет пчел и продала ли ты мой костюм? Если не продала, то продай обязательно, но сама не плошай, кушай хорошо …

Шура, напиши про всех персонально, кого взяли в армию, кого не взяли. Пиши ответ быстрее, буду ждать с нетерпением…

Шура, напиши в каком состоянии пчелы, если их не продала. Шура, теперь насчет часов карманных. Часы не продавай до моего приезда, когда я приеду, а если не приеду, то оставь их на память сыночку Юрочке…»

Эти незатейливые строчки трогательны до глубины чувств. Они идут от сердца, тревога за своих близких чувствуется в каждой строке письма солдата. А строка письма «домой приехать не придется до конца жизни», вероятно, стала роковой. Григорий Федорович погиб под Ленинградом в 1943 году. Не описать чувств переживания его родных и близких, получивших похоронку.

 

Письмо, написанное в октябре 1941 года, сохранилось в семье фронтовика ЕРОФЕЕВА Ивана Яковлевича, погибшего под городом Калинин в суровом 1942 году, подписанное им «Письмо на родину».

«Дорогому и любимому семейству: супруге Насте и деткам Коле, Нюре и Паше - шлю я вам свой горячий привет и родительское благословение и желаю быть вам счастливыми в жизни. Шлю почтенье своим родителям - тяте и маме, сестренкам Сане и Дуне... Сообщаю вам, что нас от Новгорода перегнали. Во время пути на поезде нас попугал вражеский самолет. Сейчас находимся под городом Калинином, и... нам пришлось вступить в бой. Мы наступали на немцев и выбили их из двух деревень. После наступления мы остались все живы и здоровы, слава Богу. Теперь вы знаете, где мы находимся. Можно ожидать всего каждый час, свою судьбу не обойдешь, но не хотелось здесь остаться. Хочется повидаться со всеми своими. Настя, что сделали из Колиного пиджака?

Здесь выпал снег на Покров, лежал до 20 числа и дождем его смыло. Но это, Настя, все ничего. Приходится нам переносить боль... переходы и быть по суткам без хлеба, но это все бы забылось, только бы остаться живым. Сухарей я брал много, но как из Горького отправились, мы их не берегли. Думали всегда так будет, как в Горьком, но здесь все не так.

Настя, как корму корове думаете добиться или ...из колхоза будут давать? А если не дадут из колхоза и не добьетесь, то сделайте на двоих, наши согласятся.

Шлю низкий поклон и почтение Игошину Осипу, Савинову Алексею и Марье, Маночиным отцу и матери, их деткам.

Люблю вас, Ерофеев, и затем до свидания.

21/Х-41 г.»

Не пришлось бойцу Ивану Ерофееву встретиться с любимой женой Настей и детками. Пал он смертью храбрых на Северо-Западном фронте, освобождая г. Калинин и подступы к Москве.

Летом 1942 года его семья получила письмо от жительницы города Н. Битюковой, где она сообщает, что Иван Яковлевич погиб, освобождая город от немецких захватчиков, и похоронен на кладбище рядом с ее отцом в одной могиле еще с одним бойцом в отдельных гробах. На похоронах было много народа и бойцов Красной Армии. Был митинг.

Она в своем письме просит родных шибко не горевать, хотя очень жалко. В конце письма пожелала иметь переписку с родными Ивана Яковлевича.

Письмо отправлено из г. Калинин 25 июня 1942 года.

 

БУТЯЙКИН Дмитрий Яковлевич 1922 года рождения, уроженец с. Напольного. Беспартийный.

На фронт призван в 1941 году, пропал без вести в декабре 1943 года.

16 января 1942 года.

«Добрый день!

Благодарю Вас за письмо. Я очень долго ждал весточки, наконец-то получил. Письмо 7 дней лежало в штабе, не давали мне. Возможно потому иногда не получаю их, они там теряются.

Вы писали, что выслали деньги, но напрасно, я в них не нуждаюсь. Холод, ветер, белого света не видать. Занимаемся в помещении.

До свидания. Жду ответа. С приветом ваш сын Митя».

* * *

14 марта 1942 года.

«Добрый день! Посылаю Вам красноармейский привет. Пишу проездом. Сегодня находимся за Москвой. Все благополучно. Обо мне не тужите. Еду мстить за замученных и разоренных наших стариков, женщин и детей. Какие мучения и страх перенесли они. Плачут, когда рассказывают о всех ужасах. Немцы все у них разрушили и отобрали.

С  приветом Митя».

* * *

11 апреля 1942 года.

«Нахожусь в одной из деревень Калининской области. До фронта добираемся пешком. В селах население очень приветливое, идти не трудно. Выдают сухой паек сколько дней еще будем добираться не  знаю. Мы идем уже по территории,  которая была занята немцами. Деревни все разорены. Жду  ответа.

С приветом Митя».

 

Ларин Иван Константинович, 1918 года рождения, уроженец с. Анастасово. Беспартийный. Призван на действительную военную службу в 1939 году. Пропал без вести 8 августа 1942 года. Сохранилось последнее его письмо с фронта, датированное 3 августа 1941 года.

«Привет с фронта от сына Ивана Константиновича!

Дорогие родные!

Во-первых, тороплюсь вам сообщить, что я нахожусь на фронте на защите своей Родины от германских захватчиков.

Я случайно встретил дядю Проню Быкова, его перевели в нашу часть. Сейчас пишу письмо, а он сидит недалеко от меня. Много кое-чего рассказал. Узнал, что брата Алексея мобилизовали на фронт. Не знаю, получите или нет это письмо?

Напишите, кого взяли из Анастасова на фронт. Как живете? О нас больше не думайте, живы будем, вернемся. Смерть приходится ждать ежеминутно. Эта война не то, что раньше была, то и дело налеты авиации, обстрелы.

До свидания. Передайте привет моим товарищам и всем родным».

 

20 июля 1942 года в деревню Ивановка Кувакинского района Сусловой Анастасии Федоровне отправлено письмо с фронта от зятя Наумова Николая Ивановича. На пожелтевшем от времени бланке с эпизодом Ледового побоища довольно неразборчивым почерком выведены предложения. Текст написан специальным химическим карандашом, так как в некоторых местах, куда попала вода, он проявился. Вот некоторые цитаты из этого письма.

«Письмо своим родным и многоуважаемой Сусловой Анастасии Федоровне. Добрый день или вечер! Шлю я вам свой наилучший привет, а также Тае и Мане. Наилучший привет тестю. Желаю я вам всего хорошего в вашей жизни. Сообщаю, что я пока жив и здоров. Зиму стоял от Москвы за 15 километров, а сейчас нахожусь в 100 километрах от столицы, сюда приехали 2 июня.

У меня все по-старому. Что будет дальше, там будет видно. Настя, пропиши, как работаете в колхозе, какое стоит время? Какие в этом году хлеба: хорошие или нет? Все мне пропиши, Настя. Какие новости у нас в деревне. Мне все интересно знать. Кто у нас остался в управлении из мужиков?

….Настя, вот я вам сколько писем писал, но от вас ответа не получал. Не хотите мне писать? Не знаю... Пишите, ответа буду ждать. Наумов Николай».